Просмотрела, прочитала, на одном дыхании опишу свои мысли.
Вполне возможно, что все притянуто за уши, но теории у меня есть.
Вообще на такие мысли меня натолкнул Нагиев в роли Иуды и Майгеля. Тут в голове поползли параллели.

Я читала, что Булгаков и сам не догадывался о паралеллях в своем произведении, но как интересно было за ними наблюдать.
Я буду постоянно сравнивать. Моя мысль заключается в параллельности между двумя мирами, периодом Мастера и периодом Иешуа.
У меня в голове все герои имеют свои позиции, правда с Маргаритой что-то не сходится.

Во-первых, Воланд, Коровьев, Азазелло и Бегемот. По-моей теории, Воланд - Понтий Пилат, Коровьев - тут не уверенна, но может быть летописец, Азазелло - Афраний и Бегемот - собака Понтия Пилата.
Мастер - Иешуа, Бездомный - Левий Матвей.

Теперь по порядку. Воланд.
Воланд "судит" людей в Москве и смотрит, как они изменились. В этот же момент, он имеет свиту, которую имел Понтий Пилат. Понтий Пилат взял Матвея на свою службу: если вспомнить, как с Матвей разговаривал с Понтием, можно сделать сравнение с разговором его же с Воландом. Он его называл "темной силой", не хотел ему здравия. Пилат взял на службу Матвея, чтобы искупить вину перед Иешуа, что в какой-то мере стало связью между Иешуа и Пилатом. И этому в доказательство сцена на крыше, когда Воланд обсуждает Москву с Азазелло, и тогда появляется Матвей с осуждениями и просьбой от Иешуа. Воланд не противоречит, соглашается помочь. Причем, он не осуждает Иешуа, а ругает знания Матвея.

Далее, Азазелло. Вот сразу в голове появился Афраний, который делает всю работу за Пилатом. Как в книге говорилось, условно говоря, "выкинуть из дома Поплавского - без проблем, а вот с девушками договариваться... Тут уж лучше Бегемот, он обаятельнее". Афраний был главной секретной службы и убирал "лишнее", чем и занимался Азазелло. Уже в фильме его показали накидывающим его капюшон - ну одно сходство.

Вот с Коровьевым, правда, у меня беда. Хочу отметить, что Абдулов его сыграл потрясающе - в книге не нравился герой, в фильме тащилась от него. Была идея, что он летописец, Крысобой или третье лицо, которое было вместе с Иешуа у церкви. В конце книги говорилось, что Коровьев "неудачно пошутил" насчет конца света, за что поменял свой облик. Тут мог быть летописец, который переврал слова (Иешуа утверждал, что за ним неправильно записывают).

Бегемот - думала, собака. Стала писать - передумала. Не выходят из головы слова про "он умеет разговаривать с девушками", то ли харизматичнее, то ли обаятельнее.

Мастер - это Иешуа. Сходства в характере, эта тихость и дружелюбность. (Из головы не выходит Бездомый с Матвием и постоянные повторения "Мой ученик" Иешуа/Мастера). Иешуа проповедовал свои знания, которые отличались от других, за что был наказан. Мастер написал книгу о Понтии Пилате, которого не вспоминали и был принят негативом, ибо "пилантщина" была нечто новым и необычным для людей.

Правда, Маргарита у меня не сходится. Но, пусть она будет душой всей книги.

Ах да, и еще про собаку. Эти слова Иешуа "я ничего не имею против собаки" тоже врезались в голову и мне очень хочется их связать с Пилатом. Правда, я еще не поняла, каким образом.

Говоря о конце. Для меня он оказался альтернативой истории о Понтии Пилате.
Воланд выполнил желание Маргариты (причем, второе - "не будем наживаться на бедных людях") и принес по воздуху Мастера.
Он дал шанс жить Мастеру и Маргарите, но, как бы, в мучениях, по желанию Мастера и Маргариты (под мучениями подразумевается жизнь в подвале, когда Мастер - душевнобольной). История о Пилате - Иешуа по своим убеждением не стал молчать о своем мнении насчет политики, был вывезен на крест, на котором ему пришлось ждать своей дальнейшей смерти. Мучения.
Затем. Воланд освободил от жизненных оков Мастера и Маргариту. Причем, с помощью Азазелло. Понтий освободил от мук Иешуа, с помощью Афрания, который копьем лишил второго жизни.
И вот тут же! Это можно рассмотреть по другому.
Воланд "искупил" мучения Мастера из-за критики Латунского, подарив ему другой шанс и свободу. Понтий Пилат же не дал возможность Иешуа искупить свою вину (а тут можно опять приписать летописца - он неправильно записывал события) - Понтий не сказал "свободен".
И мы подходим к самому концу.
Воланд сделал то, что не сделал Пилат, тем самым дав свободу себе и своей свите.

Я сомневаюсь, что очень четко вывела свои мысли, но если честно, я довольна.
Мне произведение очень понравилось. И юмор (что стоит момент в конце произведения, когда девушка хотела перекреститься, а Азазелло с криками "Руку отрежу" ускакивает)), и сам сюжет - очень близко. Глубоко, трагично, но нет чувства безысходности, как в общей сложности у всех русских произведений. И экранизация 2005 года хорошая - Абдулов в роли Коровьева покорил, Стравинский - Ливанов, счастье то какое, Бездомный, Азазелло - душа радуется. А сцена на бале Сатаны шикарная!
В любимые произведения войдет точно.